Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь
ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Одной из
важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых
нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время Иммануил
Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».
Очень важное значение
в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой
моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге.
Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что
проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно,
тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие
активной речи ребёнка.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Давайте вспомним,
когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже
осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это
движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.
С рождения до 3
месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев
кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает
погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики,
колокольчики).
С 4 до 7 месяцев у
ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.
С 6 месяцев поднимает
игрушку, рассматривает ее, перекладывает.
С 7 месяцев малышам
нравятся потешные игры с пальчиками. Взрослый играет с ребенком, приговаривая
при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки»,
«Водичка, водичка, умой мое личико»), помогает собирать пирамидку,
игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в
народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с
пальчиками малыша, проговаривая или пропивая при этом частушки, потешки. Так
взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Специалистами
доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по
овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом
полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти
увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Одним из направлений
совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые
игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и
излишне громким звучанием. Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой
гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.