Задачи:
- Активизировать
знания педагогов о значимости развития связной речи;
- Обучать игровым
приемам развития фантазии и словесного творчества;
- Расширять степень
включенности педагогов в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Речь и музыка
Сегодня я хочу
поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку. В последние
годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение
речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех
педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес
к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального
восприятия и слуха.
Речь и пение
Конечно, основной вид
музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это
пение.
Развитию речевого
слуха способствуют пение попевок
на различных звуках (например: «Дуду-дуду, дудочка, дуду-дуду-ду,
заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).
Для развития
речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей
рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например:
игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке).
Попевки и песни приучают
пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают
умение владеть голосом: петь громко и тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у
детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но
не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и
четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е.
помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит
из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и
развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они
заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из
песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая,
дети изучают основы поэзии!
Пение требует
четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это,
конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка (например:
«Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»).
Пение помогает развитию
даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им
приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют
определенные слоги.
Есть и другие примеры
того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение
словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это
может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с помощью мамы,
папы, бабушки, дедушки.
Все части музыкального
занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают
слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами
выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух,
развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и
жестами.
Речь и голос
Большое внимание
уделяю голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации.
Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной
группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и
болезненным последствиям.
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это
подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц,
неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины) (например:
игра «Кто кричит, что звучит»).
В этих играх
непроизвольно формируется звукообразование. Если
систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать,
как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и
поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и
фонематический звук.
Речь и артикуляционная гимнастика
В ходе работы над
текстом разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом
нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка,
щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности
речевых органов. Такие упражнения-игры вызывают положительные эмоции у детей, а
также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты
интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые
являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным
сопровождением и без него).
Так как известно, что
в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание
органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого можно проводить
специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой,
М.Лазарева, Б.Толкачева. Эти упражнения
используются и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем
на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных
упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога
(неправильное и правильное исполнение).
В работе над дикцией
нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах,
начиная с медленного, шепотом.