Виды пальчиковой гимнастики:
1. Игры-манипуляции:
«Ладушки - ладушки» -
дети ритмично хлопают в ладоши,
«Сорока - белобока» -
указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где
ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик -
дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики
пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он
может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают
воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются»
- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух
одновременно).
«Распускается цветок»
- из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Домик» - изучаем
части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
К этой группе
относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы
транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,
3. Пальчиковые упражнения в
сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. Ребёнок может
поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по
очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время
произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые
кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких
упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от
ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - это
упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно
перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно
последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от
указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем
вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с
левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с
указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому
мизинцу.
«Кулак-ребро-ладонь» -
это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем
известную песенку «Гуси у бабуси». Ребёнку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола;
ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты
условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала
учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с
переходом от левой руки к правой.
«Зеркальное
рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно
большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к
поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите
своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную
музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
«Симметричные
рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки
(начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы
ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
«Горизонтальная
восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три
раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,
5. Пальчиковые упражнения в
сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных
упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание,
растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).