Обучение
детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах Цель моей
работы: обучение и использование шумовых музыкальных инструментов в работе с
детьми. Задачи: • познакомить детей с шумовыми инструментами; • познакомить с
методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в
повседневной жизни; • сформировать у детей способность к самостоятельной
музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе
слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали
песни, водили хороводы.
Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым э
лементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей. Барабан. Напоминает раскаты грома. Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент. Деревянный звук, какой? (Он стучащий и сухой, теплый и трескучий, тихий и гремучий). Трещотка – этот инструмент, его звук напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент. Бубен. «Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай!»(Н. Френкель) Музыкальная игра «Передай бубен» Педагог простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши. Ложки. Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари». При царе да при Горохе Озорные скоморохи По дороге в балаган Потеряли барабан, Бубен потеряли. В ложки ударяли. Ой, жги – говори, Заиграли ложкари! Рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой». Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц». Игра «Солнышко»: «Вокруг солнышка, дружок, Становись скорей в кружок» (дети встают в круг, солнышко лежит в середине круга). На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). «Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли: детки ложки в руки взяли, дружно в ложки застучали. Мы сейчас растопим печь – надо блинчиков испечь». Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже влево – «печем блинчики».У
ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Главное – создать атмосферу
радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой
атмосфере может формироваться полноценная личность. Грамотный и творческий
подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального
воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Детей
привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами
извлекать из них звуки. Музицирование способствует развитию музыкальной памяти,
внимания, фантазии, творческих способностей. Ребёнок слышит и сопоставляет
звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление,
аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую
мускулатуру, моторику пальцев рук. Кроме того, дети начинают чище и
выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети
чётче воспроизводят ритм.Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо
двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке,
поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени
компенсирует их вынужденную бездеятельность. В процессе игры ярко проявляются
индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности,
сосредоточенности. Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию
хорошо готовит их к будущим урокам в школе. Обучение детей игре на музыкальных
инструментах осуществляю через разные формы работы: • фронтальные и
подгрупповые занятия; тематические занятия; • развлечения, праздники; •
театрализованные игры с музыкальным сопровождением; музыкально-дидактические
игры; индивидуальная работа с детьми. Методы обучения: • «Наглядный»
(наглядно-слуховой и наглядно-зрительный); • «Словесный» (поэтические
дополнения, образная речь, применение сказочного сюжета в обучении детей
музыкальной грамоте); «Практический» (выступление на празднике). В музыкальном
зале нашего детского сада есть кабинет, где представлены ударные, духовые,
струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты. Я провожу занятия в
младших и средних группах. В своей работе опираюсь на принцип – «от простого к
сложному». Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем
меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно
существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже
уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать
обучение. На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные
шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки
бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент
вношу, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается
эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты,
появляется желание самостоятельно играть на них. С самого начала учу детей
точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прочувствовать ритм, проиграть с
помощью различных ударных инструментов (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).
На следующем этапе мы выбираем произведение для ансамбля. Ребята слушают музыкальное
произведение в исполнении педагога или аудиозаписи.Затем детям предлагаются
инструменты, на которых можно исполнять данное произведение. Все партии
разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов. Чтобы
играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех
других ребят, требуется немало времени. В каждой группе имеется музыкальный
уголок с доступными для детей шумовыми инструментами, дети всегда могу
поиграть, отработать ритм. В музыкальном зале имеются плакаты, вызывающие
интерес к музыке. Итог наших занятий – выступления на детских праздниках и
развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными,
дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые
родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне. Анализируя проведённую
работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает
развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный
слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в
разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение
исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии
по слуху. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном
плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения