МАДОУ
МО г.Краснодар «Центр – детский сад №118»
Методическая разработка
"Элементарное музицирование детей
дошкольного
возраста в игровой деятельности"
Подготовила
Музыкальный
руководитель
Драчева
Светлана Алексеевна
Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры) В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой
педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. Опираясь на концепцию Карла Орфа, Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Грант Москва» создала свою авторскую программу «Элементарное музицирование с дошкольниками». В этой программе органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей и творческое, игровое начало: с детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат. Можно определенно сказать, что данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Только при таком комплексном подходе можно говорить о реализации игровой методики и музыкальной педагогике в принципе. У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесноэмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр – вот формы, которые адекватны данному возрасту. А это и есть элементарное музицирование. Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций смен ролей. Игровое общение – это высокий уровень общения, его создание на уроке потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем. В ноябре 2012 года в городе Новосибирске прошел семинар «Модернизация музыкального воспитания дошкольников: интеграция и творчество». Хочу познакомить читателей с рядом методик, используемых мной в ежедневной работе с детьми. Целью их использования является формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.Музыкальная игра «Моя пара» Звучит музыка.
1. Первое музыкальное предложение: дети ходят врассыпную по залу. Повтор:
выбрав пару, дети выполняют три хлопка; пауза; повтор этого ритмического
рисунка до конца предложения. 2. Рефрен: дети гуляют по залу уже парами.
Повтор: пара встречается с другой парой и повторяет хлопки уже четверками. 3.
Повтор музыкального предложения: дети меняются парами и с новой парой гуляют по
залу. Музыкальная игра «Передай палочки другу» Дети встают в круг, спиной к
центру. В руках деревянные палочки. Звучит музыка. Первый вариант. 1.
Вступление: готовность к игре. 2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают
ритмический рисунок. Вторая музыкальная фраза: передают соседу. /Левой рукой
отдают палочки, правовой забирают/. 3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка
и так далее по фразам до конца музыки. Второй вариант. Дети встают в круг лицом
в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой –
забирать. Третий вариант. Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу
надо, положив их на пол.
Музыкальная игра «Сапожник» Перед этой
игрой можно детям рассказать стихотворение: «Я в садочке погуляла и сапожки
порвала, Пять минут погоревала и к сапожнику пошла: - Ясек, Ясек, парень милый,
выручай меня скорей, Глянь, сапожки я порвала, ты получше их зашей! Ей ответил
Ясек: - Ладно, приходи через часок, Взял иголку, вынул дратву, починю твой
сапожок». Звучит музыка. Стульчики стоят по кругу на расстоянии 30-40см друг от
друга. Дети участвуют в игре парами (сапожник и подмастерье: сапожник садится
на стульчик, подмастерье – на полу). 1. Вступление: готовность к игре. 2.
Первая музыкальная часть: отстукивают ритмический рисунок и выходят в круг. 3.
Вторая музыкальная часть: по кругу делают боковой галоп, возвращаются обратно,
встав «лодочкой». В конце второй части садятся на стульчики, меняясь ролями. 4.
Игра начинается сначала до конца музыки.
Музыкальная игра «Найди свою пару» Дети
встают парами по кругу друг за другом. Девочки в первом кругу, мальчики во
втором. Звучит музыка. 1. Вступление: все хлопают в ладоши. 2. Первая
музыкальная часть: мальчики стоят на месте, продолжая хлопать в ладоши, а
девочки танцуют внутри круга. Затем темп меняется на медленный, и девочки
«засыпают». В это время, мальчики, взявшись за руки, идут по кругу. 3. Повтор
первой части: девочки находят свою пару, кружатся лодочкой и обнимаются. 4.
Игра повторяется, дети меняются местами. В разделе «Движение и музыка»
предлагается игровой танец. Дети встают парами (мальчик и девочка) по кругу. 1
музыкальное предложение: идут мелким шагом по кругу. Рефрен: возвращаются
обратно. 2 музыкальное предложение: поворот в паре, руки соединены наверху и -
переход к другому партнеру, снова поворот и переход к другому партнеру. 1
музыкальное предложение: повороты с рукой в одну и другую сторону. 2
музыкальное предложение: в круг заходят девочки, затем мальчики, мальчики
выходят и – лодочка в паре. Парами ходят в круг и из круга. Танец заканчивается
притопом, руки поднимаются вверх.