Речь и
движение
Замечательный музыкант
и педагог Карл Орф считал, что музыка, движение и речь не являются
обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности.
Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные
способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и
способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью
имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую
очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под
музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и
движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная),
координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные
способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и
речи.
Движения под
музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания,
памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои
движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального
произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у
человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной,
мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на
психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная
активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Речь и
ритмодекламация
На первом плане в
ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров
музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования. Чёткая
ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у
детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации
слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Исполнение
ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей:
музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое
восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в
коллективе.
Речь и
речевое музицирование
Игра на музыкальных
инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на
музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук,
способствует координации музыкального мышления и двигательных функций
организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит
понимать и любить музыку.
Здесь мы используем
следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование
(ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация
ритма), музыкально – дидактические игры и упражнения. Например.
Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает,
отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)
Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать
его ритмичными движениями.
Музыкально – дидактические игры и упражнения — Воспроизвести
ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на
ритмическую карточку. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и
выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические
кубики», «Сложи словечко»).
Речь и
логоритмика
На музыкальных
занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая
основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети
под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений,
заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки,
слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и
оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный
аппарат, развивает голос ребенка, речь. Занятия по логоритмике включают в себя
все виды музыкальной деятельности и обязательно пальчиковые игры.
В логоритмические
занятия включаются:
- ходьба и маршировка
в различных направлениях;
- упражнения на
развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения,
регулирующие мышечный тонус;
- упражнения,
активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения,
формирующие чувство музыкального размера;
- упражнения,
формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
- пение;
- упражнения в игре на
музыкальных инструментах;
- самостоятельная
музыкальная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для
развития творческой инициативы;
- упражнения,
развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;
- речедвигательные
упражнения;
- танец и пантомима.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной
деятельности
Слушание музыки - После прослушивания произведения мы проводим беседу о
характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о
своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную
музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер.
Пение - Например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов
(особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля»,
«ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению
правильного произношения.
Музыкально-дидактические игры - Для развития фонетико-фонематического
слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют
поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики»
Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.
Для развития слухового
внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие
музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные
молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
Речь и
музыкально-дидактические игры
Музыкально –
дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют
развитию фонетико – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей
слуховое внимание и слуховую память.
Для этого можно
проводить игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как
подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д.
(«Угадай, что звучит»)
Наглядный материал:
барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек,
называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог
предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком,
стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает
ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» -
спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком,
стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали
звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Ценные советы!
- Эмоционально
общайтесь с ребёнком с момента рождения.
- Создавайте условия
для общения с другими детьми.
- Пойте с вашими
детьми.
- Рассказывайте стихи
руками.
- Двигайтесь вместе с
ними под любую музыку.
- Музицируйте на
детских музыкальных инструментах.
- Поощряйте ребёнка,
когда он сам двигается и поёт, услышав песню!
Вся наша жизнь
пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные
ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не
сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет нашим детям в
будущем успешно обучаться в школе!
Работая с детьми, мы
должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел –
который нужно зажечь».