В первые годы жизни малыш полностью зависит от
взрослых и в большинстве случае беспрекословно подчиняется их требованиям. Но
постепенно у него формируется собственное понятие об окружающем мире, появляются
свои взгляды, принципы и желания. Нередки случаи, когда родители уже не в
состоянии совладать с 5-летним малышом, который не отличается спокойным нравом
и стремится к познанию мира эмпирическим путем, нарушая многочисленные
условности и запреты.
Как же вразумить ребенка и помочь
ему не только адаптироваться к окружающей среде, но и постичь
причинно-следственные связи, которые заложены в основе ее существования?
Конечно, можно пытаться убеждать малыша с
помощью красноречивых примеров, часами объясняя ему, что те или иные поступки
выходят за рамки дозволенного, или же прибегать к наказаниям, вырабатывая у
ребенка страх, ненависть и формируя комплекс неполноценности. Однако наиболее
простым способом достижения взаимопонимания с малышом является музыка,
благодаря которой он раскрывается с лучшей стороны, неосознанно отказываясь от
примеряемых образов отрицательных героев, которым зачастую пытается подражать в
своих играх.
Не стоит насильно заставлять ребенка слушать классическую музыку, превращая процесс его духовного развития и совершенствования в экзекуцию, которая вызовет у малыша агрессию и непонимание. Произведения различных авторов должны на первых порах звучать в доме фоном в то время, как все члены семьи заняты своими делами.
Насколько бы не был замкнут малыш,
и как бы не стремился продемонстрировать родителям свое непослушание и
своеволие, очень быстро он начнет спрашивать, а что именно за музыка звучит.
Проявление подобного интереса – первый шаг к взаимопониманию между детьми и
взрослыми, хрупкий мостик, который со временем родителям предстоит укрепить.
Когда малыш выучил названия
музыкальных произведений, которые наиболее часто звучат, можно ненавязчиво
предложит ему поиграть в игру под названием «Угадай мелодию». В возрасте 5-10
лет всем без исключения детям хочется, чтобы взрослые обращали на них внимание
как можно чаще, поэтому они прибегают к различным уловкам, которые порой носят
далеко небезобидный характер.
Стремление ребенка заявить о себе
тем или иным способом можно эффективно использовать в налаживании
взаимоотношений во время музыкальной игры, когда он получит возможность не
только привлечь внимание родителей, блеснув перед ними своими познаниями, но и
заслужить их одобрение, а не порицание.
Впоследствии игру можно усложнить,
используя для этого музыкальные инструменты. Самый оптимальный вариант –
создать домашний оркестр из игрушечного фортепиано, губной гармошки, дудочки,
скрипки либо гитары, предложив малышу по памяти воспроизвести наиболее
понравившиеся ему мелодии.
Если в игру включатся другие члены
семьи, которые наравне с малышом будут пытаться сыграть либо напеть тот или
иной мотив, то подобные уроки совместного творчества помогут установить между
родителями и малышом теплые и доверительные отношения. Ребенок должен
почувствовать, что взрослые воспринимают его, как равного себе, и понять, что
даже если он совершает ошибки, то это не станет поводом для того, чтобы его
высмеивать. Ведь папа и мама, пытаясь подобрать мелодию, также ошибаются, но
при этом не испытывают страха либо смущения, а стремятся исправить ситуацию.
Параллельно можно обсуждать с
малышом те произведения, которые произвели на него наиболее сильное
впечатление, пытаясь проводить аналогию между музыкой и жизнью. И очень скоро
малыш начнет самостоятельно давать характеристику услышанному, с радостью
делясь своими открытиями со взрослыми и, тем самым, укрепляя эмоциональную и
духовную связь, которая благодаря музыке возникает между детьми и родителями.