Предлагаю Вам, мои читатели, стандартную тест-анкету, разработанную специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности.
Ребенок
имеет музыкальный талант, если он:
• любит музыку и
музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или
играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и
энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои
собственные мелодии;
• научился или учится
играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Артистический талант проявится
у ребенка, если он:
• часто, когда ему не
хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
• стремится вызвать
эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• меняет тональность
и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием
выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;
• с удивляющей
легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт
всему новому;
• любит и понимает
значение красивой или характерной одежды.
У ребенка
литературное дарование, если он:
• рассказывая о
чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• любит фантазировать
или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию
что-то новое и необычное;
• выбирает в своих
устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
• изображает
персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
• любит, уединившись,
писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные
способности ребенка проявятся в том случае, если он:
• не находя слов или
захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои
чувства или настроения;
• в своих рисунках и
картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не
«зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
• серьезно относится
к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его
внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• когда имеет
свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
• стремится создать какое-либо
произведение, имеющее очевидное прикладное значение, украшение для дома, одежды
или что-нибудь подобное;
• не робеет высказать
собственное мнение о классических произведениях причем может даже попробовать
критиковать их, приводя вполне разумные доводы. У ребенка незаурядный
интеллект, если он:
• хорошо рассуждает,
ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков
других людей;
• обладает хорошей
памятью;
• легко и быстро
схватывает новый «учебный» материал;
• задает очень много
продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
• любит читать книги,
причем по своей собственной «программе»;
• обгоняет своих
сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто
жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
• гораздо лучше и
шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не
касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
• обладает чувством
собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже
расчетлив;
• очень восприимчив,
наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и
неожиданное в жизни.
У
ребенка способности к научной работе, если он:
• обладает явно
выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к
обобщениям;
• умеет четко
выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
• любит читать или
смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки),
опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не
развлекательной литературе;
• часто пытается
найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
• с удовольствием
проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
• не унывает и
ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или
осмеяны.
У
ребенка спортивный талант, если он:
• очень энергичен и
все время хочет двигаться;
• смел до
безрассудности и не боится синяков и шишек;
• почти всегда берет
верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
• неизвестно, когда
он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• лучше многих других
сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко,
пластично, грациозно;
• предпочитает книгам
и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
• кажется, он никогда
всерьез не устает;
• неважно,
интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть
свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
Ребенок имеет
очевидные технические способности, если он:
• интересуется самыми
разными механизмами и машинами;
• любит
конструировать модели, приборы;
• любит
конструировать модели, приборы;
• сам докапывается до
причин неисправностей механизмов или аппаратуры;
• любит загадочные
поломки или сбои в работе механизмов;
• может (или
пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали
для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
• любит и умеет
рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
• интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к
каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет
свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить
динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.