МАДОУ МО г.Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад №118 «Золотой ключик»
Консультация
для воспитателей
На
тему:
«Фоновая
музыка в жизни детского сада»
Подготовила
Музыкальный
руководитель
Драчёва
Светлана Алексеевна
Консультация
для воспитателей
Фоновая музыка в жизни детского сада
Проблема координации
деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном
учреждении и поиск путей ее решения не теряют своей актуальности. Реализация
диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает
детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их
всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного
образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребенка как
важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим
фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить
воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия
на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального
искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без
установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее
восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных
впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия,
пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное
накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают
музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и
эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях
образовательного учреждения и помогает решать многие
задачи
образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение
нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
- развитие
воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой
активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества
усвоения знаний;
- переключение внимания во время изучения трудного учебного
материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной
нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи,
математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на
возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном
восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее
образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм
и др.) При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности,
она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном
занятии определяется педагогом. Так, на занятиях по математике с целью
активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности,
концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное
восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи
обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику
детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может
обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению
эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом
объекте. На занятиях по ИЗО в процессе рисования по представлению можно
применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить
музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность
образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Занятие |
Степень
активности восприятия музыки |
Развитие речи |
Активное и пассивное |
Математика |
Пассивное |
Ознакомление с окружающим |
Активное и пассивное |
Ручной труд |
Пассивное |
Конструирование |
Пассивное |
Рисование |
Активное и пассивное |
Физкультура |
Активное и пассивное |
ОБЖ |
Пассивное |
Звучание
музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия,
подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в
группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить
оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим
особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического,
половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на
целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение
дня.
Примерное
расписание звучания фоновой музыки
(время звучания
музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)
Время
звучания |
Преобладающий
эмоциональный тон |
7.30 – 8.00 |
Радостно-спокойный |
8.40 – 9.00 |
Уверенный, активный |
12.20 – 12.40 |
Умиротворенный, нежный |
15.00 – 15.15 |
Оптимистично-просветленный, спокойный |
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на
основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе
выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы
эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Неоценимую помощь
в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития
детей «Музыкальные шедевры» О.Радыновой.
Некоторые музыкальные
произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы
П.И.Чайковского и А.Вивальди «Времена года», балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»,
произведения В.А.Моцарта и др.
Примерный
репертуар фоновой музыки
(для детей старшего дошкольного возраста)
Функция
фоновой музыки |
Примерный
репертуар |
Релаксирующая (расслабляющая) |
К.Дебюсси «Облака» А.П.Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета К.В.Глюк «Мелодия» |
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус,
настроение) |
Э.Григ «Утро» И.С.Бах «Шутка» И.Штраус Вальс «Весенние голоса» П.И.Чайковский «Времена года» («Подснежник») |
Активизирующая (возбуждающая) |
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (финал) М.И.Глинка «Камаринская» В.А.Моцарт «Турецкое рондо» П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» |
Успокаивающая (умиротворяющая) |
М.И.Глинка «Жаворонок» А.К.Лядов «Музыкальная табакерка» К.Сен-Санс «Лебедь» Ф.Шуберт «Серенада» |
Организующая (способствующая концентрации внимания
при организованной деятельности) |
И.С.Бах «Ария» А.Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето») С.С.Прокофьев «Марш» Ф.Шуберт «Музыкальный момент» |
Музыка, развивая
способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия,
оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в
реальной жизни. Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию
эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является
важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное
и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой
воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.