МАДОУ МО г.Краснодар
«Центр – детский сад № 118»
Картотека подвижных игр
для детей 5-7лет
Подготовила:
Музыкальный
руководитель
Драчева Светлана
Алексеевна
1. «Коршун и наседка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: улучшать
быстроту реакции, формировать согласованность двигательных действий.
Дети
строятся в колонну по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим
игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается
напротив игроков и старается запятнать позади
наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в
сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течение
установленного времени (30-40 с) ему удастся запятнать игрока или если
разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.
!!!Играют 8-10
человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.
2. «Караси и
щука»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
внимание и сообразительность.
Участвуют
2 группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси»,
которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от
игроков. По команде «Щука!» водящий
быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться
карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра
повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший
водящий.
!!!Карасям нельзя
трогать камешки руками.
3.
«Гуси – лебеди»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
ловкость и быстроту.
Выбирают
детей на роль «волка» и «пастуха», остальные игроки – «гуси». На одной стороне
площадки (в «доме») находятся гуси, на противоположной стороне – «пастух».
Сбоку «логово волка», остальное место – «луг». Пастух зовет гусей на луг.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га! Га! Га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да! Да! Да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает
нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья
берегите!
Гуси перебегают через луг домой, а волк
выбежав из логова, старается их догнать и запятнать.
!!!Пойманные гуси
остаются в игре, а пастух и волк – другие дети.
4. «Третий
лишний»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
целеустремленность и активность.
Игроки
строятся лицом в круг парами друг за другом. Водящие – «пятнашка» и «третий
лишний» - находятся за кругом на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. По сигналу
третий лишний начинает убегать от пятнашки и останавливается впереди любой
пары. Последний игрок в паре становится
третьим лишним и убегает от пятнашки. Пойманные игроки занимают место в кругу и
выбираются новые водящие.
!!!Если пятнашка не
может поймать третьего лишнего, то игра останавливается и выбираются новые
водящие.
5. «Охотники и
обезьяны»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: закреплять
лазание по гимнастической лестнице, формировать творческие способности.
Участвуют 2 команды. Одна команда –
«обезьяны», ее игроки залезают на гимнастическую лестницу. Участники второй
команды – «охотники» расположены на противоположной стороне площадки. Между
охотниками и обезьянами проведена разделительная линия. Задача охотников –
заманить обезьян в ловушку. Они придумывают движение, подходят к разделительной
линии, показывают это движение обезьянам и уходят на свою территорию. Обезьяны слезают с лестницы, подходят к линии
и повторяют движение. По команде «Лови!»
обезьяны убегают и залезают на лестницу, а охотники стараются их догнать и
запятнать. Игра повторяется 3-4 раза, затем игроки меняются ролями.
!!!По окончании
каждой игры подсчитывается количество пойманных обезьян, которые остаются в
игре.
6. «Между двух
огней»
Инвентарь: 3-4 мяча среднего диаметра.
Цель игры: формировать
точность двигательных действий.
Участвуют
2 команды, одна из команд делится на 2 группы, каждая из которых становится на
противоположные стороны площадки, остальные игроки расположены между ними. Одна
группа получает 3-4 мяча. По сигналу игроки прокатывают по полу мячи с одной
стороны площадки на другую, а игроки в центре стараются увернуться от мячей.
Дети, которых коснулся мяч, продолжают играть, а команде засчитывается штрафное
очко. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, получившая меньше
штрафных очков.
!!!Мячи нужно
катать по полу, а не бросать.
7. «Плетень»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
самоорганизацию.
Игроки
двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и
образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные
руки соседей справа и слева). По сигналу дети опускают руки и разбегаются по
залу в разных направлениях, а по команде «Плетень»
строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее
построится.
!!!Очередность
игроков в шеренге можно не соблюдать.
8. «Щука в реке»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
взаимопомощь и товарищество.
Площадка
двумя линиями делится на 3 равные части. По бокам – «реки», в центре –
«протока». Игроки – «караси» находятся в реках, а водящий – «щука» - в протоке.
По команде «Караси, в реку!» караси
перебегают из одной реки в другую, а щука старается, не выходя за границы
протоки, их запятнать. Пойманные караси остаются в протоке. Они берутся за руки
и образуют круг – безопасное место для других карасей, куда щука не может
зайти. Теперь, пробегая через протоку, карасям можно забежать в круг и выбежать
из него в другую реку. Игра продолжается, пока не останется 3-4 карася. Из их
числа выбирается новый водящий.
!!!Щуке нельзя
выходить за границы протоки.
9. «Пограничники
и парашютисты»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать самостоятельность и самоорганизацию.
Участвуют
2 команды – «пограничники» и
«парашютисты». Парашютисты бегают по площадке в разных направлениях, а
пограничники, взявшись за руки, образуют цепь. Задача пограничников – поймать
парашютистов, сомкнув вокруг них цепь. За каждого пойманного парашютиста
пограничники получают одно очко. Пойманные парашютисты остаются в игре. По
сигналу команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее
количество очков.
!!!Парашютистам
нельзя тянуть цепь в разные стороны. Им нужно договариваться и двигаться в
определенном направлении; если разорвалась цепь – игра останавливается.
10. «Мячик
кверху»
Инвентарь: мяч.
Цель игры: воспитывать
быстроту, тренировать меткость.
Игроки
строятся в круг, водящий находится в центре круга с мячом в руках. Со словами «Мяч кверху!» водящий подбрасывает мяч вверх, а дети в это
время разбегаются подальше от него. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!». Дети останавливаются, а
водящий, не сходя с места, бросает мяч в ноги ближайшего игрока. В случае меткого
попадания он остается водящим на еще одну игру. В случае промаха игра
повторяется с новым водящим.
!!!Если кто-то из
игроков двигается после команды «Стой!»,
то он должен сделать 3 шага в сторону
водящего.
11. «Иголка и
нитка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
быстроту и ловкость.
Игроки
строятся в круг, берутся за руки. Водящие – «иголка» и «нитка» находятся за
кругом. По сигналу иголка начинает убегать от нитки, пробегая «змейкой» под
руками игроков, стоящих в кругу. Нитка, догоняя иголку, бежит в том же
направлении. Если нитка догонит иголку, или нитка перепутает путь движения за
иголкой, то выбирают новых водящих. Если нитка за 23-30 секунд не смогла
догнать иголку, то игра останавливается и выбираются новые водящие.
!!! Если детей
много, то можно составить 2-3 круга. Игрокам, стоящим в кругу, не разрешается
трогать водящих руками и мешать им. Нитка должна бежать по тому же пути, что и
иголка.
12. «Ловля
парами»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: закреплять бег в
парах.
Пара
ловцов, взявшись за руки, ловят игроков, бегающих по площадке. Игрок считается
пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда пойманы 2 игрока, то они
составляют новую пару ловцов и продолжают ловить остальных игроков. Пойманные игроки образуют
новые пары и также участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда на площадке
остается 2 игрока, которые считаются победителями.
!!!Ловцам
запрещается хватать игроков руками, игрокам не разрешается выбегать за границу
площадки.
13. «Пять шагов»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
сообразительность и быстроту мышления.
Участвуют
поочередно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без
пауз и остановок произносить любое имя
(Женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые
справились с заданием.
!!!Игру можно
усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, птиц, рыб и
т.д.
14. «У кого мяч»
Инвентарь: мяч малого диаметра.
Цель игры: воспитывать
внимание и сообразительность.
Игроки
строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре круга –
водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной.
По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если
водящий угадал, то он становится в круг, а тот, у кого был найден мяч,
становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.
!!!Игрок, уронивший
мяч при передаче, временно выбывает из игры.
15. « Мяч
соседу»
Инвентарь: 2 мяча среднего размера.
Цель игры: закреплять быструю
передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг на расстоянии
вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных
сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном
направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой.
Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется 4-5 раз, после
чего отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.
!!!Мяч передавать
соседнему игроку, никого не пропускать.
16. «Поймай
палку»
Инвентарь: гимнастическая палка.
Цель игры: тренировать
быстроту реакции на сигнал.
Игроки
строятся в круг, в центре круга – водящий, который руками удерживает гимнастическую палку на полу вертикально за
верхний конец. Водящий называет по имени одного из игроков, отпускает палку, а
названный игрок должен поймать палку, не давая ей упасть.
!!!В средней группе
роль водящего выполняет педагог, диаметр круга можно увеличить.
17. «Воротца»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: закреплять
ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.
Игроки
шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя
воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится
последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают
руки и продолжают ходьбу.
!!!Игру можно
усложнить, изменив направление движения колонны.
18. «Летучий
мяч»
Инвентарь: мяч среднего размера.
Цель игры: закреплять
перебрасывание и ловлю мяча.
Игроки
строятся в круг, в центре круга – водящий. По сигналу игроки перебрасывают мяч
через центр круга, а водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой.
Если ему это удалось, то водящий становится в круг, а игрок, которому
выполнялась передача, становится водящим.
!!!Диаметр круга
4-5 м, мяч бросать одной рукой от плеча.
19. «Земля или
небо»
Инвентарь: 2 мяча разного цвета.
Цель игры: воспитывать
внимание и быстроту мышления.
Игроки
строятся в круг, в центре круга – водящий с двумя мячами в руках (красным и
белым). Красный мяч – это «земля», белый – «небо». Водящий бросает одному из
детей в произвольном порядке любой мяч (красный или белый). Тот его ловит и в
зависимости от цвета мяча должен назвать животное (если мяч красный) либо птицу
или летающее насекомое (если мяч белый). Игроки, которые ошибаются или долго
думают, получают штрафное очко. По окончании игры отмечают детей, не получивших
штрафных очков.
!!!Нельзя повторять
названия животных, птиц или насекомых, которые уже звучали.
20. «Не зевай!»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
внимательность и сообразительность.
Игроки
находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он называет любую часть тела
и касается ее рукой. Например, произносит «Ухо!»
и касается уха, говорит «Нос!» -
касается носа и т. д. Игроки должны
коснуться той части тела, которую называет водящий. Далее водящий начинает
путать детей. Например, говорит «Шея!»,
а рукой касается лба. Задача детей – не сбиться, кто ошибается – выбывает из
игры. Победителем становится самый внимательный игрок.
!!!Роль водящего
может выполнять как педагог, так и ребенок.
21. «Повтори
наоборот»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: развивать
пространственную координацию.
Игроки
находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные
движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет
руки вперед – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети
опускают голову вниз, поворачивается в одну сторону – дети в другую и т.д.
отмечаются самые внимательные игроки.
!!!игру можно
проводить в разных исходных положениях – стоя, сидя, лежа.
22. «Зеркало»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать
артистичность и выразительность движений.
Игроки
находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего
в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия
(расчесывается, поправляет одежду, строит рожицу и т.д.). Игроки одновременно с
водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и
мимику.
!!!Роль водящего
может выполнять как педагог, так и ребенок.